У ребенка задержка речевого развития. Что делать?*
*Публикуется по результатам диссертационного исследования Тимофеевой Е.А. Все права защищены.
Вашему ребенку 1-3 года и речь малыша намного отличается от речи его сверстников? Он не говорит совсем или говорит «хуже всех в нашей песочнице»? Тогда эта памятка для вас.
Задержка речевого развития - сегодня наиболее распространенный логопедический диагноз среди детей раннего возраста. В век научно-технического прогресса все меньше детей к 3 годам имеет развернутую фразовую речь. Данная тенденция вызывает серьезные беспокойства не только у логопедов, но и у родителей. Наши наблюдения показывают, что очень часто мамы и папы не способны правильно реагировать на этот диагноз. Наша памятка позволяет не только сориентировать родителей в диагнозе «задержка речевого развития», но и наметить основные пути решения проблемы.
Проконсультируйтесь с логопедом. Если ваши опасения не напрасны, приступайте к активным действиям.
Не слушайте советы бабушек и «знающих» знакомых, которые убеждают вас в том, что надо подождать (лет до 5), пока всё само наладится! Занятия (а, возможно, и лечение) надо начинать как можно раньше! Почему?
Период сензитивности (чувствительности) детского мозга к коррекционным мероприятиям очень ограничен. Вовремя принятые меры будут способствовать более быстрой компенсации речевого дефекта и избавят от вторичных нарушений.
Отсутствие своевременно принятых мер будет тормозить и искажать весь дальнейший ход психического развития ребенка. Это связано с тем, что все психические процессы у ребенка (память, внимание, мышление) развиваются с прямым участием речи.
Упущенное время к 3 годам обернется для ребенка диагнозами «фонетико-фонематическое недоразвитие речи» или «общее недоразвитие речи» с указанием тяжести (1, 2, 3 уровень).
Речевое недоразвитие приведет к трудностям в овладении школьной программой (особенно по русскому языку). Общее или фонетико-фонематическое недоразвитие речи, не скорректированное к 7 годам, как правило, приводит к нарушениям письма и чтения (дисграфия и дислексия).
Речевые проблемы затруднят общение ребенка с окружающими, создадут сложности адаптации в детском коллективе.
Не паникуйте! Задержка речевого развития не приговор. Коррекционная работа, начатая вовремя (желательно до 3-х лет), в большинстве случаев способствует полной компенсации дефекта до начала школьного обучения.
Если вы твердо решили помочь своему малышу, не игнорируйтемедицинское обследование, которое рекомендовал логопед. Большинство детей с речевыми проблемами имеют отягощенный неврологический статус: у них отмечаются малые неврологические дисфункции или ряд неврологических и психопатологических синдромов (гипертензионно-гидроцефальный или церебрастенический синдромы, синдром двигательных расстройств). Таким образом, вашему ребенку понадобится консультация невролога. Детям с задержкой речевого развития также показана объективная оценка слуха. Какие специальные исследования могут быть необходимы?
ЭЭГ - электроэнцефалография (выявляет степень зрелости мозга, нарушения его биоэлектрической активности, оценивает внутричерепное давление).
Объективная аудиометрия, основанная на регистрации различных классов слуховых вызванных потенциалов (например, КСВП - коротколатентные слуховые вызванные потенциалы и др.) Используется для определения функционального состояния органа слуха у детей раннего возраста.
Кроме коррекционно-педагогической работы малышу может понадобиться медицинское лечение (медикаментозное и немедикаментозное). В некоторых случаях без медицинского лечения коррекционная логопедическая работа вообще малоэффективна. Какое лечение задержек речевого развития сегодня применяется?
Немедикаментозное. Физиотерапевтические процедуры, которые позволяют уменьшить проявления функциональной незрелости головного мозга, активизировать его функциональные резервы.
Медикаментозное. Стимуляторы мозгового метаболизма - препараты, которые положительно влияют на высшие интегративные функции головного мозга (кислота глутаминовая, аминалон, пантогам, глицин, церебролизин, пирацетам, энцефабол). Они улучшают процессы обучения и памяти. Конкретный препарат для лечения вашего ребенка порекомендует врач-невролог.
Некоторые родители бесконечно ходят по специалистам в поисках «удобного» для них диагноза и «правильного» лечения. Часто это оборачивается не только пустой тратой времени и денег, но и вредом для малыша. Доверие к специалистам(врачам, логопедам, психологам) - залог успешности коррекционной работы!
Успешность логопедической работы зависит не только от времени ее начала. Степень вовлеченности родителей в коррекционный процесс - важный аспект успешности. В трио РОДИТЕЛЬ - РЕБЁНОК - СПЕЦИАЛИСТ все «скрипки» должны звучать в унисон. Это значит, что родителям предстоит освоить много новых для себя знаний, умений и навыков. Только ваше огромное желание, терпение и оптимизм приведут к успеху!