У ребенка задержка речевого развития. Что делать?*
*Публикуется по результатам диссертационного исследования Тимофеевой Е.А. Все права защищены.
Вашему ребенку 1-3 года и речь малыша намного отличается от речи его сверстников? Он не говорит совсем или говорит «хуже всех в нашей песочнице»? Тогда эта памятка для вас.
Задержка речевого развития - сегодня наиболее распространенный логопедический диагноз среди детей раннего возраста. В век научно-технического прогресса все меньше детей к 3 годам имеет развернутую фразовую речь. Данная тенденция вызывает серьезные беспокойства не только у логопедов, но и у родителей. Наши наблюдения показывают, что очень часто мамы и папы не способны правильно реагировать на этот диагноз. Наша памятка позволяет не только сориентировать родителей в диагнозе «задержка речевого развития», но и наметить основные пути решения проблемы.
- Проконсультируйтесь с логопедом. Если ваши опасения не напрасны, приступайте к активным действиям.
- Не слушайте советы бабушек и «знающих» знакомых, которые убеждают вас в том, что надо подождать (лет до 5), пока всё само наладится! Занятия (а, возможно, и лечение) надо начинать как можно раньше! Почему?
- Период сензитивности (чувствительности) детского мозга к коррекционным мероприятиям очень ограничен. Вовремя принятые меры будут способствовать более быстрой компенсации речевого дефекта и избавят от вторичных нарушений.
- Отсутствие своевременно принятых мер будет тормозить и искажать весь дальнейший ход психического развития ребенка. Это связано с тем, что все психические процессы у ребенка (память, внимание, мышление) развиваются с прямым участием речи.
- Упущенное время к 3 годам обернется для ребенка диагнозами «фонетико-фонематическое недоразвитие речи» или «общее недоразвитие речи» с указанием тяжести (1, 2, 3 уровень).
- Речевое недоразвитие приведет к трудностям в овладении школьной программой (особенно по русскому языку). Общее или фонетико-фонематическое недоразвитие речи, не скорректированное к 7 годам, как правило, приводит к нарушениям письма и чтения (дисграфия и дислексия).
- Речевые проблемы затруднят общение ребенка с окружающими, создадут сложности адаптации в детском коллективе.
- Не паникуйте! Задержка речевого развития не приговор. Коррекционная работа, начатая вовремя (желательно до 3-х лет), в большинстве случаев способствует полной компенсации дефекта до начала школьного обучения.
- Если вы твердо решили помочь своему малышу, не игнорируйте медицинское обследование, которое рекомендовал логопед. Большинство детей с речевыми проблемами имеют отягощенный неврологический статус: у них отмечаются малые неврологические дисфункции или ряд неврологических и психопатологических синдромов (гипертензионно-гидроцефальный или церебрастенический синдромы, синдром двигательных расстройств). Таким образом, вашему ребенку понадобится консультация невролога. Детям с задержкой речевого развития также показана объективная оценка слуха. Какие специальные исследования могут быть необходимы?
- ЭЭГ - электроэнцефалография (выявляет степень зрелости мозга, нарушения его биоэлектрической активности, оценивает внутричерепное давление).
- Объективная аудиометрия, основанная на регистрации различных классов слуховых вызванных потенциалов (например, КСВП - коротколатентные слуховые вызванные потенциалы и др.) Используется для определения функционального состояния органа слуха у детей раннего возраста.
- Кроме коррекционно-педагогической работы малышу может понадобиться медицинское лечение (медикаментозное и немедикаментозное). В некоторых случаях без медицинского лечения коррекционная логопедическая работа вообще малоэффективна. Какое лечение задержек речевого развития сегодня применяется?
- Немедикаментозное.
Физиотерапевтические процедуры, которые позволяют уменьшить проявления функциональной незрелости головного мозга, активизировать его функциональные резервы.
- Медикаментозное.
Стимуляторы мозгового метаболизма - препараты, которые положительно влияют на высшие интегративные функции головного мозга (кислота глутаминовая, аминалон, пантогам, глицин, церебролизин, пирацетам, энцефабол). Они улучшают процессы обучения и памяти. Конкретный препарат для лечения вашего ребенка порекомендует врач-невролог.
- Некоторые родители бесконечно ходят по специалистам в поисках «удобного» для них диагноза и «правильного» лечения. Часто это оборачивается не только пустой тратой времени и денег, но и вредом для малыша. Доверие к специалистам (врачам, логопедам, психологам) - залог успешности коррекционной работы!
- Успешность логопедической работы зависит не только от времени ее начала. Степень вовлеченности родителей в коррекционный процесс - важный аспект успешности. В трио РОДИТЕЛЬ - РЕБЁНОК - СПЕЦИАЛИСТ все «скрипки» должны звучать в унисон. Это значит, что родителям предстоит освоить много новых для себя знаний, умений и навыков. Только ваше огромное желание, терпение и оптимизм приведут к успеху!
|