Программа «Вместе с мамой/монтессори-среда»: познавательное, речевое и творческое развитие для детей с 8 месяцев до 3лет
Мария Монтессори - итальянский врач и педагог, создавшая особую систему воспитания и образования детей. Занятия в монтессори-среде направлены на познавательное, речевое и творческое развитие детей.Надо сказать, что наши занятия в монтессори-классе не являются 100-процентно классическими занятиями по системе Марии Монтессори.
Чем же наши занятия отличаются от классических занятий по методике Марии Монтессори?
Первое.Мы занимаемся всего 2 раза в неделю по 60 мин. Этого категорически мало для усвоения социального опыта и для удовлетворения сенсо-моторных потребностей ребенка раннего возраста. Для родителей, желающих быстрее социализировать/нормализировать ребенка, мы предлагаем посещение монтессори-сада неполного дня, в котором дети ежедневно (5 раз в неделю по 4 часа) находятся в монтессори-среде.
Второе. Занятия "Вместе с мамой /монтессори-среда" ведет ЛОГОПЕД - коррекционный педагог со специализацией "Ранняя диагностика и коррекция речевых нарушений ". Учитывая, что сегодня каждый второй ребенок в возрасте 1,5-3 лет имеет задержку речевого развития, логопед абсолютно все занятия строит с акцентом на нормализацию речевой системы. Программа речевого развития детей раннего возраста создана руководителем Центра Тимофеевой Е.А. и прошла апробацию в рамках диссертационного исследования на базе логопедического кабинета педиатрического отделения Чкаловской поликлиники в 2006-2010 гг.
Что же такое монтессори-среда? И почему мы выбрали монтессори-среду как основной фактор развития сенсо-моторных потребностей ребенка?
Монтессори-среда. Детей учит то, что их окружает. Эта мысль не нова и не вызывает сомнения. В чем же заключается особенность среды Монтессори? Это не просто место, где есть развивающие материалы и где собираются дети. Это - маленькая модель мира. В этом уникальном пространстве все целесообразно, логично, просто и удобно. Дети занимаются либо за столиками, либо прямо на полу на специальных ковриках. Мебель подобрана по росту ребенка, весь материал находится на полках в зоне досягаемости детей. Монтессори-среда - не застывшая схема. Она меняется, развивается и растет вместе с тем, как растут дети. В зависимости от возраста детей среда делится на несколько зон (зона практической жизни, зона развития речи, зона сенсорных материалов, творческая зона, математическая зона, космическая зона)
Задачи занятий в специально подготовленной монтессори-среде:
Помочь детям в сензитивный период своего развития стать самостоятельными, свободными, творческими личностями.
Нормализовать отклоняющееся развитие.
Методические принципы М. Монтессори абсолютно близки нам и объяснимы с точки зрения современных знаний по возрастной психологии и педагогике:
1. Раннее развитие - залог успешности ребенка.
Психологи давно доказали, что все дети проходят через сензитивные периоды - периоды особой чувствительности к различным видам деятельности. В эти периоды ребенок особенно легко обучаем. Причина - в особом типе разума ребенка. М. Монтессори назвала его «абсорбирующий разум» (впитывающий разум). Монтессори выделила несколько самых важных сензитивных периодов: период развития речи, движения, чувств, порядка, социального воспитания. Сензитивные периоды уходят безвозвратно после 6 лет. Например, синапсы в речевых зонах коры головного мозга, с раннего возраста лишенные языковых стимулов, погибают, и научить говорить такого ребенка уже невозможно. История знает немалое количество случаев, получивших название «феномен Маугли». Дети, не имеющие опыта социального поведения и общения, никогда не будут иметь человеческий разум.
2. Свобода и самостоятельность - основа воспитания.
М. Монтессори: «Свобода не имеет никакого отношения к вседозволенности». С точки зрения М. Монтессори, свободный и самостоятельный ребенок - ребенок, который умеет:
анализировать происходящее и самостоятельно решать свои проблемы;
принимать решения и осознавать их значимость;
нести ответственность за результаты выбора, понимать, что его выбор имеет последствия;
устанавливать причинно-следственные связи;
определять цель и достигать ее;
чувствовать себя успешным, верить в себя и повышать свою самооценку;
делать выбранное им с удовольствием.
3. Вклад ребенка в общество - нормализация.
М. Монтессори считала, что нормализованный ребенок - ребенок, у которого нет признаков отклоняющегося поведения (агрессивность, тревожность, негативизм, упрямство, неусидчивость и пр.)
Признаки нормализации:
Ребенок находится в гармонии, которая отражается в физическом и эмоциональном развитии, в позитивном эмоциональном настрое. Радость - базисная эмоция.
Ребенок социально адаптирован и не боится своей индивидуальности.
У ребенка присутствует устойчивый интерес к занятиям.
Ребенок умеет концентрировать внимание и доводить начатое до конца.
Ребенок стремиться к созидательной деятельности.
У ребенка хорошо сформированы навыки самостоятельной работы и самодисциплины.
Ребенок независим и инициативен, усидчив и трудолюбив.
Стадии нормализации:
Хаос
Мнимая работа с материалом (в ней нет концентрации)
Подлинная работа (концентрация и поляризация внимания)
Нормализация.
Часто мамы спрашивают нас: сколько времени надо, чтобы ребенок из стадии ХАОСА перешел в стадию НОРМАЛИЗАЦИИ?
Естественно, каждый ребенок уникален, и проходит свой путь развития. По нашим наблюдениям, детям требуется от 1 месяца до 1 года регулярных занятий, чтобы адаптироваться в социуме, а также улучшить свои речевые возможности.
ИП Тимофеева Елена Александровна Адрес: Московская область, городской округ Щелково, город Щелково, ул. Супруна, д. 1А, помещение 8. Тел, 8-905-7777-800
Центр развития и коррекции "Оранжевое детство" Адрес: Московская обл, городской округ Лосино-Петровский, ЖК Лукино-Варино, Ул строителей д 14.Телефон: 8-905-7777-800 E-mail: orange-detstvo@mail.ru Официальный веб-сайт: http://orange-detstvo.ru В Контакте: http://vk.com/orangedetstvo Телефон: 8-905-7777-800